Африканские независимые церкви

В Бразилии протестанты за последние 25 лет увеличили свою долю населения с 6 до 20%. Характерным является рост так называемых Африканских независимых церквей. Уже к 1968 г. их насчитывалось почти 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей. Одни из них находятся под влиянием пятидесятников или свидетелей Иеговы. Другие выросли на африканской почве и представляют собой формы синкретизма, соединяющего элементы христианства с традиционными культами. К ним причисляют и группировки, которые называют «эфиопскими сектами», так как они ссылаются на псалом 67, предсказывающий, что «Ефиопия прострет руки свои к Богу» (Пс. 67 : 32). Эти группы сложились под влиянием методистов, но представляют собой теперь независимые объединения, которые резко отличаются от европейского и американского протестантизма. Некоторые исследователи считают даже, что церкви «туземного христианства» являются четвертым крупным направлением христианства, наряду с православием, католицизмом и протестантизмом. Во многих из них особо подчеркиваются пророчества, исцеления, культ предков и защита от злых духов. В Африке наиболее крупная из этих церквей «Кимбангистская церковь Заира» имеет собственный теологический факультет и является членом Всемирного совета церквей. Подобно африканскому протестантизму, в Южной Америке протестантизм среди туземных народов (индейцев и метисов) часто принимает форму синкретизма родовых культов с христианством. •

Со второй декады XX в. среди протестантов Германии и других европейских стран усилилось литургическое движение, одним из вдохновителей которого был Фридрих Хайлер, профессор Марбургского университета. В издаваемом им журнале «Высокая церковь» он призвал к наполнению литургических традиций евангельским смыслом, следуя в этом за оксфордским англокатолицизмом. Это движение получило распространение в Швейцарии, Франции, Италии, Нидерландах, скандинавских странах. Его последователи поставили своей задачей восстановление литургии, почитания Богородицы и святых, воссоздание епископата, основанного на апостольском преемстве, религиозных орденов. В теологии они стремились к экуменическому подходу, позволяющему наладить контакты со старокатоликами, Римской церковью, православными и нехалкидонскими восточными церквами. Центрами этого движения стали в Германии «Братство архангела Михаила» и орден «экуменических сестер Марии», во Франции — евангелическо-католическое братство Тезе.