Бог и человек

В работе «Иисус — Бог и человек» Панненберг развил сходную с концепцией Ю. Мольтмана теорию реальности, направленной к будущему, к Богу. Панненберг, как и Мольтман, предложил наиболее значимые для теологии коррективы к либеральным интерпретациям истории откровения, получившим концентрированное выражение в книге немецкого теолога Оскара Кульмана «Спасение в истории» (1967), который помещает божественное откровение в историческую последовательность времени, но устраняет из библейской истории спасения божественный контроль за событиями. По мнению Панненберга, современная теология призвана понимать религию как отображение исторического процесса развивающегося откровения Божия. «Поэтому,— пишет он в «Систематической теологии» (т. I, 1988),— только конечное будущее мира и его истории может окончательно и неопровержимо доказать действительность Бога». Панненберг перерабатывает колоссальный естественнонаучный, гуманитарный и социологический материал, чтобы выявить религиозное измерение человеческого бытия. Он стремится указать во всех сферах человеческого сознания, в его заданное™ человеческой природой и в его исторической определенности, границы человеческого бытия, отсылающие к ограничивающей его трансценден — ции, к «тотальности всякого бытия», к «абсолютному будущему». Синтез разума и веры, или же опыта и веры, всегда видится Панненбергом с точки зрения эсхатологии.