Элементы психики

В анализе психики, телесности, деятельности в Махаяне проводится последовательный принцип взаимообусловленности: считается, что телесность и действия обусловлены психикой в целом, а психика в целом, в свою очередь, обусловлена телесностью, задающей параметры чувствования и мышления, и действиями как опытом. Весь комплекс психики данного момента обусловлен комплексом психики предшествующего момента. В рамках психики взаимообусловленность элементов проявляется уже на примере классифицируемой буддийской психологией группы первичных элементов : это возникающие одновременно контакт, интен — циональность, задающая мотивационную направленность на объект, включенность психики, конкретно фокусирующая внимание на объекте, различение, производящее когнитивный акт, и ощущение, фиксирующее обратную связь. Из них контакт обусловлен телесностью и объектом, интенциональность обусловлена контактом и «неопределенным» . Включенность обусловлена интенци — ональностью и когнитивным процессом — различением. Различение обусловлено мотивацией и опытом, то есть ощущениями. Ощущения обусловлены познанием и мотивацией и, со своей стороны, как обратная связь, завершающая всякий процесс оформления опыта, обуславливают другие элементы психики: и познание, и мотивацию, и неопределенное. Таким образом разворачивается взаимообуславливание.

Итак, при анализе деятельности воздействие «действия» на внутренний мир «деятеля» представляет в причинно-следственном отношении причинную функцию действий. Рассматриваемые же в качестве результатов действия обусловлены структурами направленности и обуславливающими их когнитивными стереотипами относительно объекта действия. Этот факт объясняет чрезвычайное внимание к аспекту мудрости во всех буддийских традициях. Что касается мотивации, то в раннем буддизме мотивация отслеживается в ее комплексе с эмоциями: например, приятная эмоция соотносится с желанием, неприятная эмоция соотносится с нежеланием данного объекта и т. д. Ради достижения окончательного освобождения от страданий, Покоя нужно очищать мотивационную сферу — вплоть до почти полного ее опустошения. Именно так прекращается накопление кармы.