Католическая церковь

Были ситуации, когда в борьбе против католической церкви, против немецкого засилья оба крыла объединялись. Пять крестовых походов, которые велись немцами против гуситов с 1420 по 1431 г., потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение с умеренными гуситами («Базельские компактаты») и разрешил мирянам в Чехии причащение под обоими видами. Табориты, противники соглашательской политики, были побеждены чешскими дворянами в битве под Липанами 30 мая 1434 г. Утраквисты недолго пользовались победой. Папство отвергло компактаты и прокляло гуситского короля Иржи Подебрада. Утраквистская церковь испытывала все большее давление со стороны католицизма, а позднее также и лютеранства.

Табориты сохранились в виде Общины Чешских Братьев, основанной в 1457 г. Петром Хельчицким (ок. 1390 — ок. 1460). Она состояла главным образом из крестьян и ремесленников. Хельчицкий провозгласил в соответствии с идеями Гуса программу христианской общины, построенной на основах евангельского равенства и бедности. Он писал о том, что церковь римская разделена на три части: папы, короли и князья, защищающие ее, духовенство, которое молится, и, наконец, рабочий люд, который обеспечивает телесные потребности первых двух частей,— «эта третья сторона в страданьях несет на себе роскошь тех двух обжор». Хельчицкий возмущался паразитическим образом жизни монашества, его стремлением к власти и богатству, выступал против сословного деления общества. Он осуждал насилие и войны и был ревностным сторонником непротивления злу насилием. «Чешские братья» уделяли большое внимание вопросам образования народа, организовывали школы, создавали типографии для пропаганды своих идей. Они впервые издали Библию на чешском языке и на нем же совершали богослужение; из светских людей избирали духовенство. Община Чешских Братьев сыграла важную роль в формировании последующих ответвлений гуситства и братских церквей не только в Чехии, но и в Польше, куда гуситское движение дошло уже в начале XV в. Польское гуситство было разгромлено ревностным защитником католичества в Польше кардиналом Збигневом Олесницким. Но это не смогло уничтожить братских общин в Польше полностью. Поражение таборитов, отмена папой Пием II в 1462 г. соглашения с гуситами, преследования лоллардов в Англии не остановили движения крестьян и горожан за преобразование церкви и социальную справедливость, которое достигло кульминации в эпоху Реформации XVI—XVII вв.