Католическая теология

Известность получили и направления католической теологии XIX в. которые были осуждены церковью в качестве «семирационализма» (от лат. semis — половина; «полурационализма») — «гермесианство», развивавшее учение Георга Гермеса, и «понтерианство», следовавшее идеям Антона Гюнтера. Они стремились согласовать католическую мысль с философией Нового времени. Немецкий священник Георг Гермес (1775—1831) испытал влияние Канта и настаивал на том, что частные доктрины христианства могут признаваться истинными лишь постольку, поскольку они не противоречат разуму, «естественному откровению», хотя, вопреки Канту, считал, что разум не может отрицать основные истины религии — бытие Бога, возможность и действительность Откровения. Против Гермеса ополчились традиционалисты, когда он заявил, что признает из постановлений Тридентского собора только те, что не противоречат разуму. Ученики и последователи Гермеса, «герме — сианцы», издавали в Бонне в 1832—1852 гг. «Журнал философии и католической теологии». Они преподавали также в Трире и Бреславле. Сочинения Гермеса «Введение в христианско-католическую теологию» (1819) и «Христианско-католическая догматика» (1834) были осуждены в 1835 г. папой Григорием XVI. Некоторые приверженцы Гермеса были лишены кафедр, других заставили отказаться от «семирационалистских» воззрений.

Австрийский теолог и философ Антон Гюнтер (1783—1863) в сочинении «Подготовительная школа умозрительного богословия положительного христианства» (1828, 1848) пытался согласовать католическую догматику с философской критикой и преодолеть гегельянство с позиций католицизма. Учение Гюнтера распространялось среди католического духовенства Австрии, Вюртемберга, рейнских провинций, в университетах и семинариях. После 1848 г. Гюнтер вместе с Эммануилом Фейтом начал издавать журнал «Лидия», в котором осмысливал идеи Руге, Фейербаха и других младогегельянцев. В 1857 г. римская курия осудила философию Гюнтера.