Католическая теология

В католической теологии XVII в. обозначились новые опасности для церковной догматики. Стремясь выработать современную и близкую к жизни теологию, Михаил Байюс (Мишель де Бай, 1513—1589), лувенский профессор философии и богословия, развил в полемике с кальвинизмом свое истолкование сочинений Августина, на котором основывалось его понимание учения о первородном грехе и благодати. Байюс критиковал принятую в католической тридентской теологии концепцию, обвиняя ее в полупелагианстве. По настоянию францисканцев, папа Пий V издал в 1567 г. буллу «Ех omnibus», осуждавшую — 7-6положений, извлеченных из сочинений Байюса. Но Байюс не OTpeim шг своего учения, получил поддержку университета, и даже в 1575 г. был избран деканом, а в 1578 г. канцлером университета. Возникло движение его последователей, названное байанизмом, из которого произошли янсени — сты. Байюс отстаивал идею извращенности природы падшего человека и необходимости благодати для спасения. Первородный грех означает для Байюса вражду к Богу и любовь к миру, восстание страстей, похоти против духа. Без благодати падший человек грешит во всех своих поступках. Грехом является и добродетель, если она ради себя самой. Обновиться человеческая воля может только под действием благодати Божией, преподаваемой в таинстве. Подлинная христианская свобода, согласно Байюсу,—; это не свобода выбора, но спонтанное подчинение Богу. Свободу выбора он допускал у грешника только по отношению к морально безразличным вещам.

Учившийся у Байюса в Лувене Корнелий Янсений (Янсен, 1585—1638), ставший там профессором в 1630 г., подхватил идеи своего учителя и, отстаивая позиции строгого августинизма, вступил в спор с иезуитами. Став в 1636 г. епископом Ипернским, Янсений продолжал полемику с иезуитами и написал книгу «Августин…», опубликованную посмертно (1640). В ней он защищал учение о «даром данной благодати», усматривал источник пелагианской ереси в философии Аристотеля, утверждал, что природа человека извращена грехом, отрицал свободу воли падшего человека, считая, что спасутся лишь предызбранные к этому. Своим учением о благодати Янсений и его последователи-янсе — нисты потрясли французскую церковь XVII и XVIII вв.