Католический экзистенциализм

Католический экзистенциализм. Г. Марсель. Августинианская линия представлена также католическим экзистенциализмом, основателем которого, как и собственно экзистенциализма во Франции, является Габриэль Марсель (1889—1973). Неотомист Ю. М. Бохенский назвал его «одним из крупнейших представителей католицизма в области фи — 402лософии». Воспитанный вне религии, Марсель обратился в католицизм в 1929 F-, поскольку понял, что долг философа — «исследовать, каким образом христианство может быть постигнуто». Сам Марсель никогда прямо не использовал термина «экзистенциализм», но согласился на название книги «Христианский экзистенциализм», посвященной его творчеству. А в 1949 г., в связи с осуждением экзистенциализма папой Пием XII, «категорически отверг эту этикетку» и предпочитал называть свою философию «неосократизмом», как бы оправдывая тем самым право на поиски («поиск ощупью»), на использование «майевтики» в достижении истины. Марсель весьма скептически относился к томизму. Будучи близок по духу С. Кьеркегору, Марсель сформировался как философ в русле идей Сократа, Августина, Бонавентуры, А. Бергсона, У. Джемса. Основательно изучив наследие Фихте, Шеллинга, Гегеля, он пришел к выводу, что философия, мыслящая понятиями, несостоятельна для познания человека и бытия в целом. Его философия сознательно несистематична («мой образ мышления несовместим с систематической формой»), рациональному анализу Марсель предпочитал описания экзистенциальных переживаний человека. Наиболее известны такие его философские работы, как «Метафизический дневник» (1927, хотя писался он с 1914 г.). «Экзистенция и объективность» (1927), «Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему» (1933), «Быть и иметь» (1935), «Человек-странник» (1945), «Таинство бытия» (1951), «Люди против человеческого» (1951). Кроме того, Марсель написал множество пьес. Основные темы его творчества сформулированы в интервью, взятом П. Рикером у Марселя (1968) в канун его восьмидесятилетия.