Местные соборы

Местные соборы Восточной церкви приняли в V в. ряд оригинальных решений: на Ктесифонском 499 г. соборе было признано нестори — анство, видимо, не без участия представителей персидской Нисибин — ской богословской школы; традиционными стали необязательность безбрачия для всего духовенства, в том числе и для архиереев, и отсутствие гласной исповеди, которая сменилась невысказываемым вслух сердечным «сокрушением» о грехах. В 542 г. от Ассирийской церкви отделилась Яковитская (см. раздел Асирийская церковь). Литургия служилась на древнесирийском языке, в богослужебной практике используется и поныне три чинопоследования: литургия св. апостолов, литургия Феодора Толкователя (Мопсуетского) и Нестория.

Причиной раскола послужила традиция «внутрисемейного» наследования патриаршего престола у ассирийцев: от дяди к племяннику, которая привела к возведению в первосвятительский сан несовершеннолетнего. Римский папа Юлий III 9 апреля 1553 г. рукоположил Сулаку в соборе Св. Петра во епископы, объявив «патриархом халдеев» Симона VIII. С этого момента, видимо, можно говорить о создании параллельной Ассирийской Церкви Востока — Халдейской католической церкви.