Международная известность

Международную известность получили французские католические богословы XVII в. Иезуит Дионисий Петавий (1583—1652) в трудах «О законе и благодати» (1648), «Об истолковании Тридентского собора и учении св. Августина» (1649) и в главном своем сочинении «О догматическом богословии» (1644—1650) отходит от схоластических форм, больше обращается к Библии, вводит историю догматов. Известность исследователя Библии приобрел Ришар Симон (1638—1712). Он выступил с первым опытом «введения» в Ветхий и Новый Завет и основал исаго — гику (от греч.— вступительный, вводный). Им написаны труды «Критическая история Ветхого Завета» (1678), «Критическая история Нового Завета» (1689) и др. Против библейской критики Симона выступил Жак Боссюэ. В «Изложении христианской доктрины» (1671) он защищал католическую ортодоксию. Им написаны учебник христианской философии — «Трактат о познании Бога», а также «Размышления о Евангелии», «Благочестивые размышления о таинствах». С протестантами Боссюэ полемизировал в сочинении «История изменений протестантских церквей», в котором противопоставил постоянным переменам и расколам у протестантов неизменность католической традиции. Знаменитыми стали его труды «Рассуждение о всеобщей истории» (1681) и «Политика, извлеченная из Священного Писания» (изд. 1709). В них смысл исторического процесса усматривается в существовании христианской церкви, обосновывается божественное происхождение и неограниченность королевской власти.