Мутазилитский калам

Мутазилиты, склонные занимать в политических конфликтах нейтральную позицию, догматически обосновывали свой конформизм с помощью принципа «промежуточного состояния расцвет мутазилитского калама пришелся на IX в, который характеризуется как звездный час калама в целом. Мутазилиты примкнули к антиомейядской оппозиции. Деятельность мутазилитов, равно как и других мыслителей-традиционалистов, поощрялась правителями, им предоставлялись ответственные посты в государстве. Указом аль-Мамуна от 827 г. предписывалось подвергать испытанию в вере законоведов, теологов, шариатских судей. Было учреждено специальное ведомство михна своего рода судилище, наказывавшее, увольнявшее и ссылавшее тех, кто не признавал мутазилитских догматов. Михна служила одной из форм проверки лояльности по отношению к господствующему режиму. Взлет мутазилизма сменился периодом гонений и репрессий со стороны государственных властей. Всякие дискуссии о происхождении Корана были пресечены, многие мутазилит — ские проповедники были вынуждены отречься от своих убеждений, а их сочинения изымались из библиотек и уничтожались.