Национальная независимость

В начале XIX в. в странах Южной Америки развернулись войны за национальную независимость, в которых церковь, получившая привилегии в колониальный период, подвергалась экспроприациям и ограничениям. Борьба в Колумбии либералов с католической церковью и консервативной партией после провозглашения в 1819 г. ее независимости от Испании привела к власти в 1853 г. правительство, которое впервые в Латинской Америке провозгласило отделение церкви от государства. Приход в 1880 г. к власти консерваторов сопровождался восстановлением государственного статуса католицизма, Что влекло за собой не только возвращение духовенству прежних привилегий, но и контроль правительства над церковью. Конституция 1886 г. и конкордат с Ватиканом в 1867 г. определили права католической церкви, которая объявлялась религией нации и одной из основ единства страны. Во время движения за независимость в Мексике в 1810—1821 гг. церковь заняла консервативные позиции, что обусловило острую борьбу либералов с клерикалами в последующей истории страны. Империя, возникшая в Бразилии после провозглашения в 1824 г. независимости от Португалии, сохранила государственный характер католической церкви, хотя было разрешено с ограничениями исповедание и других религий. Только после отмены в 1889 г. монархического строя Конституция 1891 г. провозгласила отделение церкви от государства и свободу совести. В Соединенных Штатах Бразилии в крупных размерах осуществлялась секуляризация церковного имущества. В 1897 г. в стране развивалось синкретическое религиозное движение. Его возглавил Масиел Консэлеро, мечтавший о царстве Божием на земле.

Кара, которую претерпевают грешники, является очистительной, и все трагические события направляются Провидением к высшей цели. С 1802 по 1817 г. Местр жил в Петербурге, где написал свои главные произведения «О сроках божественной справедливости» (1815), «О папе» (1819), «О галликанской церкви» (1821), «Санкт-Петербургские вечера» (1821) и др. Местр был убежден в непогрешимости папы в догматических вопросах и во многом подготовил философ. скую и политическую аргументацию, которой впоследствии пользовались при утверждении этого догмата на I Ватиканском соборе.