Низкая церковь

В противовес аристократической партии возникло протестантское крыло англиканства, так называемая «Низкая церковь». В ней подчеркивались пиетистские формы индивидуальной набожности, внутренняя религиозность ставилась выше догматических вопросов. «Низкая церковь» обнаружила отчетливые тенденции сближения с пресвитерианами и методистами. Последователи этой группировки сохранили литургический кодекс «Книги общих молитв». Но центральным моментом их богослужения стала не евхаристическая вечеря, а проповедь. Более открытые в догматических вопросах священники из «Низкой церкви» начали предоставлять амвоны проповедникам других исповеданий. В 1850—1851 гг. развилось еще одно направление в англиканской церкви, характеризующееся модернизмом, так называемая «Широкая церковь». Либеральное англиканство стремилось приспособить религиозную жизнь к формам социального бытия Нового времени. Следует подчеркнуть, что ни «Высокая», или «Англокатолическая», церковь, ни «Низкая» церковь не стали отдельными образованиями с организационной точки зрения. Они явились лишь направлениями в англиканстве. Наблюдается сосуществование этих тенденций в одних и тех же общинах.

В Англии, как и на континенте, во второй половине XIX в. нарастали стремления к созданию международных центров различных протестантских конфессий. С 1881 г. методисты, общины которых приняли организацию, близкую к пресвитерианству, создали Всемирный методистский совет.