Объем информации

Согласно этому описанию, практика парамит, охватывающая праджня-парамиту — запредельную мудрость, начинается с очевидно рациональных актов. Они нацелены на то, чтобы «познать кратко и подробно» реальность, то есть воспринять некий объем информации, способной быть дискретной, структурированной поэлементно; «освоить словесно» — значит, в дискурсе выделить сам словесный уровень, рефлексируя соотнесение знаков, значений и означаемого ; «постичь разумом» — надо понимать «разум», включающий способность логического мышления, также и как приближенный к гегелевскому термину с его значением диалектического мышления, отличного от рассудка. Это так, поскольку «постижение разумом» в буддийском контексте означает те стадии познания, которые будут высшими для уровня относительной истины и будут представлять еще концептуальное познание, осваивающее реальность как «существующую обусловлено», то есть и существующую в своей видимости, и одновременно являющуюся чем-то иным в своей обусловленности. В этом постижении противоречие снимается, благодаря чему разум, как считается, концептуально постигает реальность, а не ложную видимость. Все эти уровни — понятные формы рационального познания.

Однако дальше в тексте упоминается познание, «не колеблемое никакими элементами сознания и производными сознания». Что это значит? Здесь подчеркиваются те элементы, которые складывают всю сложную картину обычного мышления. Но обсуждаемое познание характеризуется как свободное от них, не испытывающее влияния этих элементов. Делается ясно, что речь идет о познании, выходящем за пределы обычного. Именно оно и получило наименование «запредельного», «запредельной мудрости», которая описывается в буддийской традиции как непосредственное постижение, «ведение-видение».