Община Христиан

Община Христиан ап. Фомы изначально компактно проживала на Малабарском — юго-западном — побережье нынешнего штата Керала и находилась в литургическом общении с Ассирийской церковью Востока. Историки предполагают, что индийская церковь приняла нестори — анство вместе с персидской и вошла в состав обширной церковной организации, в VI—XI вв. распространившейся на Среднюю Азию и Китай. В начале VIII в. Индия была митрополией этого образования. Митрополит Индии занимал 10-е место в иерархии ассирийцев. Хотя мала — барские общины приняли несторианство еще в конце V в., в христоло — гических спорах они не участвовали. Реально общиной христиан ап. Фомы руководил местный иерей с титулом «архидиакона», знавший дравидское наречие малаялам и умевший ладить с индуистским населением. С VI по XII в. контакты Индии со средиземноморской христианской ойкуменой были эпизодическими. Связь с Сирией и Персией к XIII в. заметно ослабела, крестовые походы благоприятствовали проникновению в Индию католических миссионеров. В 1252 г. папа Иннокентий III основал францисканско-доминиканское общество проповедников, члены которого вели активную прозелитическую деятельность в Китае и Индии. Вплоть до конца XV в. малабарские христиане, по свидетельствам Марко Поло, Иордана Каталонского, Николо де Конти, Людовика де Вартема, представляли собой некий конгломерат разрозненных общин, стремящихся к самоопределению, полузависимых от Вавилонского католикоса и ищущих контакта с западноевропейскими путешественниками. Лишь в 1490 г. несторианский патриарх Симеон восстановил индийскую иерархию.