Предтеча философии

Своеобразно интерпретируя Маркса, Дуссель представляет его как предтечу философии освобождения. В статье «Религиозный фактор в латиноамериканском революционном процессе» (1987) Дуссель, утверждая, что проблема религии — это вопрос по преимуществу политический, различает «религию как оправдание господства» и «религию как революционный фактор», — именно последнюю «будет уважать революционер, потому что это религия народа, служащая делу сопротивления угнетению, надежда на избавление». Как и некоторые другие теологи Латинской Америки, Дуссель видит своеобразие ее народов в том, что их культура проникнута «глобальным христианством», а потому его главная функция — «универсализирующая освободительная практика, дающая трансисторическое видение». Практика, политика, по Дусселю, должны иметь этическое измерение. При этом Дуссель полагает, что только этика Фомы Аквинского в наибольшей степени отвечает потребностям общества, в том числе современного, ибо эта этика солидарности объявляет идеалом совершенства стремление человека к общему благу.

Священник-иезуит Хуан Карлос Сканноне, профессор философского факультета Сальвадорского университета, автор работы «Теология освобождения и народная практика» (1976), видит отличие теологии освобождения от традиционной христианской теологии в том, что в последней освобождение понимается как эсхатологическое спасение человека от грехов в потустороннем мире, в то время как теологи освобождения говорят о реальном освобождении и смотрят на мир «под углом революционного процесса в Латинской Америке».