Преодоление страданий

Вся структура пути учения в Махаяне сопряжена с мотивацией как показателем стадий продвижения личности, как у Чже Цонкапы. Исходя главным образом из мотивации, классифицируются три уровня личности : «малая» личность — с масштабами устремлений к счастливой участи, «средняя» личность — с масштабами устремлений к полному индивидуальному преодолению страданий; «великая» личность — с масштабами устремлений к высшему духовному состоянию ради наилучшего служения благу других. Различия между ними определяются уже на «входе» в учение, для которого в общем характерен «страх» перед страданиями. Критерием «входа» для «малой личности» будет страх перед собственными страданиями грубого уровня. Критерием «входа» для «средней личности» будет страх перед собственными страданиями всех уровней, вплоть до тончайших. Критерий «входа» для «великой личности» — страх перед страданиями других. Таким образом, это различия в стадиях понимания и мотивированности.

В общем, в буддийском пути обозначают пять крупных этапов — «пять путей» . Это четыре «пути учения» : накопления, подготовки, видения, освоения и не учения более. Первые четыре имеют свои подразделения на уровни, а пятый представляет собой уже достижение состояния Будды. Если соотносить эту структуру с классификацией этапов в раннебуддийской традиции, то этапы «вошедшего в поток», «возвращения однажды» и «невозвращения» соответствуют уровням святых, то есть путям «видения» и «освоения», и это этапы, характеризуемые степенью постижения аспектов первой истины. Но в Ма — хаяне выделяют еще до этого два пути «обычных существ», то есть несвятых. И самое начало пути определяется, начиная с первого момента зарождения махаянской мотивации то есть вызванного любовью и состраданием «духа Пробуждения». И весь путь до конца, включая все этапы описываются в своей структуре в соответствии с двадцатью двумя уровнями мотивации. Поэтому и Арьядева посвятил теме мотивации первую часть своей пятой главы.