Проповедческая деятельность в общепринятом смысле

Сама по себе исмаилитская пропаганда даава (араб, букв, призыв) представляла собой не столько проповедческую деятельность в общепринятом смысле, сколько практику конфиденциального оповещения верующих мусульман о самом факте существования имама и его божественной функции, а также призыв безоговорочно следовать его воле в качестве залога спасения. К концу IX в. исмаилитам удалось приобрести многочисленных сторонников на огромных территориях от Ирана до Магриба и основать Фатимидский халифат (909-1171), который на время стал одним из самых сильных мусульманских государств. Под властью исмаилитской династии Фатимидов к концу X в. оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина и восточная область Аравии Хиджаз Фатимиды составили умеренное крыло в исмаилизме. Фатимидские имамы-халифы придавали немалое значение исмаилитской пропаганде как на подвластной им территории (подавляющее большинство их подданных составляли не исмаилиты, а представители суннитского направления ислама), так и за ее пределами. По приказу исмаилитских правителей в столице Фатимидского государства Каире был создан специальный пропагандистский центр дар ад-дуат (букв, дом проповедников), из которого проповедники-даи рассылались по всему мусульманскому миру. При этом исмаилизм отнюдь не навязывался халифами своим подданным суннитам и шиитам.