Радикальная теология

Д. Зёлле. Посттеистическая теология. Рассмотренные выше тенденции радикальной теологии концентрируются в работах ряда видных богословов второй половины XX в.: Т. Альтицера, X. Кокса, Ю. Мольт — мана, В. Панненберга. Представлены они и в трудах Доротеи Зёлле (род. 1929), немецкого теолога, преподающей в Гамбурге и в Нью-Йорке. В своих работах «Страдание» (1973), «Путешествие» (1975), «Изберите жизнь» (1980) она предлагает концепцию «посттеистической теологии», которая включает элементы критики религии Фейербахом, Марксом, Фроммом. Методом этой теологии Зёлле считает социальную кон — текстуализацию, истолкование всех положений христианского учения в свете освободительной практики, а также современной социологии и психологии. Доротея Зёлле провозглашает полное сведение божественного к человеческому, концепцию «нетеистического теизма». «Бог,— пишет она,— …это не сверхъестественная сила, обитающая в некоем втором мире, вторгающаяся в наш мир извне… У Бога нет других ушей, кроме наших… Поэтому можно заменить слово «Бог»… другими словами, такими, как «любовь» и «справедливость». С точки зрения Зёлле, грех является «порядком превратного существования», который задается господствующими в обществе социальными и духовными отношениями. «Грех,— подчеркивает она,— это всеобщий общественный климат, в котором человек является врагом человеку», «климат конкуренции вместо взаимопомощи».