Развитие культа

Монашество оказывало активное влияние на народную религиозность и развитие культа. Видения французской монахини-визитандинки Маргариты Марии Алакок (1647—1690) послужили оформлению культа «Святого Сердца Иисуса». Написанное ею мистическое сочинение «Поклонение Сердцу Иисуса» было опубликовано в 1698 г. С этого времени распространением нового культа занялись иезуиты. Проповедники и ранее говорили о «Пресвятом Сердце Христа» или «Сердце Девы Марии». Визитандинки именовались также «дочерьми Сердца Иисуса». Маргарита Алакок исцелилась от паралича благодаря, как она полагала, заступничеству Богородицы. В 1671 г. Маргарита стала монахиней в ви — зитандинской обители в Паре-ле-Моньяль и назвалась Марией в честь Пресвятой Девы. Ей представилось, что Христос взамен сердца, отданного ею Ему, подарил ей Свое. У Марии Алакок, как она сообщала, было видение этого кровавого Сердца Христа в Его отверстой груди. Настоятельница монастыря составила дарственную запись, в которой Мария Алакок вручала свое сердце Иисусу. Сама же Мария под диктовку явившегося ей в видении Христа своей кровью сделала запись Его дарственной, по которой Христос назначал ее «наследницей Его Сердца и всех его сокровищ во времена и во веки веков». В 1685 г. Мария Алакок посвятила первый алтарь Пресвятому Сердцу Иисуса. Через сорок лет во Франции было более двухсот братств этого культа. Появились изображения Пресвятого Сердца, которые носились на груди как амулеты, распевались гимны, в которых Сердце Иисуса упоминается вслед за Троицей. В видении Алакок было предписано установить особый праздник Пресвятого Сердца. Окончательно он был утвержден папой Климентом XIII и торжествуется в первую пятницу после праздника Тела Христова. Культ неоднократно приобретал политическую окраску.