Семь таинств

Признавая, как и православие, семь таинств, католицизм утверждает, что они уделяют благодать в силу самого их совершения (ех ореге operato), т. е. если таинство совершается правомочным священником и в соответствии с церковным установлением. Это учение было впервые сформулировано Дунсом Скотом и закреплено впоследствии Тридент — ским собором. Католическая церковь утверждает учение о пресуществ — 384 помни — транссубстанциации хлеба и вина в истинную плоть и кровь ГЬспода Иисуса Христа и вырабатывает особую терминологию, описывающую отношения субстанции и акциденций. Причащающийся христианин приобщается к Иисусу Христу, а тем самым к бессмертию. Поэтому вне таинства евхаристии, а значит и вне церкви спасение считается невозможным. Отличие католической эсхатологии от православной и протестантской состоит в утверждении существования чистилища.

Наиболее известными обновленческими изложениями догматики после II Ватиканского собора и ее теологическими объяснениями стали труды Карла Ранера (1904—1984). В них заметен отказ от монопольной традиции аристотелевской метафизики, неотомистской схематики, предписанной церковным правом, вся теология переосмысливается, чтобы изложить историю спасения человека. Модернистские тенденции в области догматики, попытки сближения католического учения с евангелическим наиболее последовательно выразились в работах Ганса Кюнга (род. 1928). Идеи этого теолога были осуждены как несовместимые с католическим учением Конгрегацией по делам веры; он был лишен права преподавания в качестве католического теолога.