Восстание черных рабов-зинджей

Азра — кит Али ибн Мухаммад стал вождем мощного многолетнего восстания черных рабов-зинджей в Нижнем Ираке и Хузистане (869-883). В то же время азракиты делали исключение в отношении христиан и иудеев и не распространяли на них принцип, предписывавший убивать «вероотступников, поскольку те сохраняли верность учению своих пророков Иисусу и Моисею. Максималистский подход азракитов к вере и их фанатическая нетерпимость к тем, кто не разделял их воззрений, оттолкнули от них большинство мусульман, и к IX в, эта хариджитская община перестала существовать. С религиозно-политическими разногласиями в стане хариджитов связано появление общины суфритов (основатель Зийяд ибн Аль-Асфар). Она возникла в Басре во второй половине VII в. и принимала самое активное участие в повстанческой деятельности на территории Ирака. Суфриты более лояльно относились к тем, кто отказывался от участия в восстаниях, и не поддерживали практику уничтожения жен и детей своих противников, как это делали азракиты. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такыйя (араб, осмотрительность, благоразумие) благоразумное скрывание своей веры, т. е. право говорить и совершать то, что противоречит вере из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии. Шииты прибегали к такыйе, поскольку на протяжении своей истории они часто оставались в меньшинстве и являлись объектом преследований.