Выражение собственных идеалов

Со смертью Цвинти процесс религиозного обновления переместился в города, раскинувшиеся по Рейну, а позднее во Францию и Англию. Горожане видели в Реформации возможность обрести самостоятельность по отношению к церковной власти, к князьям-епископам и искали в новой теологии выражение собственных идеалов. В Цюрихе после смерти Цвингли его дело продолжил Генрих Буллингер (1504—1575), завязавший отношения с новыми религиозными движениями в Англии. В Страсбурге доминиканец Мартин Буцер (1491—1551) склонил городской совет к проведению реформы, и после изгнания местного епископа организовал церковь, опирающуюся на принципы лютеранства и цвинглианства. Его вероучение было выражено в опубликованном в 1530 г. «Исповедании четырех городов» («Соп — fessio Tetrapolitana») — Страсбурга, Констанцы, Лнндау и Меммннгена. Это исповедание сыграло немалую роль в формировании кальвинистского учения. Принужденный в 1548 г. к эмиграции, Буцер направился в Англию и преподавал в Кембриджском университете, где явился одним из создателей англиканской теологии.

Наиболее активным организатором и теоретиком швейцарской Реформации стал Жан Кальвин (Ковен, 1509—1564), пикардиец по происхождению. Он познакомился с лютеранством в 30-х годах XVI в. Взгляды Лютера проникали во Францию через Страсбург и Фландрию вплоть до Бургундии, Пикардии и Парижа. Двадцатипятилетний Кальвин бежал из Франции и скрывался в Прирейнской области, где в 1536 г. написал свое известное сочинение «Наставление в христианской вере» (окончат, редакция в 1559 г.). Приглашенный швейцарским проповедником Фарелом для организации новой общины в Женеве, Кальвин провел в этом городе около двух лет. После конфликта с магистратом он вынужден был оставить Женеву и перебраться в Страсбург. В 1541 г. Кальвин вернулся в Женеву и остался в ней до конца своей жизни. Последние 23 года он посвятил воплощению своего учения в жизнь, попытался сделать из Женевы образец христианской республики. Кальвин деспотически правил Женевой,— не случайно его называли «женевским папой». При нем запрещено было петь светские песни, танцевать, носить светлые костюмы и т. д. Кальвин был плодовитым писателем, сочинения его составили 59 томов.